Игра – самое главное и ответственное дело. Именно в игре, ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка, выдумки и фантазии - только в этом случае наши игры будут полезны для развития ребенка. Сегодня я хочу рассказать об играх с природным материалом, это игры с водой и песком. Игра с водой и песком - это процесс развития самосознания ребенка, это его спонтанная «самотерапия», это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности, познание окружающего мира. Во время игры создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается познавательный интерес, обогащается эмоциональный опыт. Песок и вода действуют на ребенка как магнит: забирают негативную психическую энергию, происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, успокаивается нервная система, происходит профилактика и коррекция их психического состояния. Дети раннего возраста с удовольствием играют с водой и песком, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. Игры с водой Вода буквально притягивает к себе маленького ребенка. Стоит только наполнить ведерко или тазик водой, как его руки сами туда тянутся. Игры с водой вызывают у детей раннего возраста столько положительных эмоций. Например, стоит во время утреннего приема сказать плачущему малышу: «Не плачь, пойдем лучше с водичкой поиграем», слез как не бывало, бежит в группу, забыв даже попрощаться с мамой. Игры с песком Песок – живое существо, общение с которым у детей улучшает настроение, регулирует мышечный тонус, развивает крупную и мелкую моторику, координацию движений. Малыши выражают себя в игре увереннее, чем в словах. Поэтому игры с песком для детей раннего возраста являются средством коммуникации, предоставляют им возможности для разрешения конфликтов. А еще это - просто, естественно, доступно и приятно! Для игр с водой и песком в детском саду нужны фартуки из клеенки, небольшие полотенца, хорошо впитывающие влагу. Пособия необходимые для игр с водой: Удочки, сачки, ситечки, лейки, стаканчики, шарики, рыбки, губки, камешки, ложки, мельницы, ковшики и т. д. Пособия необходимые для игр с песком: Совочки, формочки, ситечки, природный материал: камешки, ракушки, шишки, орехи, косточки; бросовый материал: крышки, пробки; небольшие фигурки людей и животных, грабельки, деревянные колышки, молоточки, ведерки и т. д. Этот перечень пособий можно дополнять бесконечно – главное - проявлять творчество! Обязательно знакомим с правилами поведения во время игр с водой и песком: (представлены на экране)
Игры с водой можно разделить на две группы: 1. на контактные; 2. на игры с предметами – орудиями.
1 группа: Контактные игры с водой – это игры, в которых ребенок принимает непосредственное участие. Он трогает водичку, опускает в нее руки, ощущает ее тепло или прохладу. Малыш получает первый опыт взаимодействия с водой. Контактные игры с водой целесообразно проводить с детьми в адаптационный период, когда дети особенно нуждаются в поддержке взрослого, в его понимании. Дети быстрее успокаиваются, расслабляются, забывают о разлуке с близкими людьми, идут на контакт с воспитателем. Например, игры: «Здравствуй, водичка!»; «Теплая - холодная»; «Пена»; «Кто самый сильный?»; «Клад на дне моря» и т. д. 2 группа: Игры с предметами-орудиями - это игры, в процессе которых дети овладевают различными действиями с предметами: зачерпывание, захватывание, цепляние, вылавливание и т. д. Действия с предметами – это не только увлекательное занятие для малыша, но и движущая сила его развития. Например, игры: «Поймай, рыбку!»; «Вылови шарик сачком»; «Мельница»; «Перелей ложкой» «Дуем на лодочки» и т. д.
Игры – эксперименты: «Разноцветная радуга», «Взобьём пену» «Тонет - не тонет» « Игры с водой и губкой» «Вода течёт вверх» « Цветок, распустившийся на воде».
Игры с песком можно разделить на две группы: 1 на игры с сухим песком; 2. на игры с мокрым песком. 1 группа: Игры, разогревающие упражнения с сухим песком: Это игры направленные на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Например, игры: «Найди игрушку»; «Украсим полянку»; «Пересыпание песка»; «Игра с камешками, ракушками» и т. д. Упражнения «Здравствуй, песочек!»; «Сделаем себе массаж»; «Сухой-мокрый» и т. д. 2 группа: Игры с мокрым песком: Мокрый песок – это холст маленького художника, на котором можно рисовать пальчиком, палочкой, выкладывать узоры, реализовывать все свои творческие фантазии. Рука, входящая в соприкосновение с песком, получает знания и опыт – основу мышления. Ребенок совершенствует свои действия с различными предметами. Например, игры: «Забьем колышек»«Украсим горку»«Испечем кулич»«Норка для мышки» и т. д. Я предлагаю вашему вниманию некоторые из игр, которые я использую в своей работе с детьми. 1.Упражнение «Здравствуй песочек» Давайте поздороваемся с песочком. Положите кисти рук на песок: «Здравствуй, песочек!» - Послушайте, он с вами здоровается, только очень-очень тихо. Давай его развеселим. Пощекочем его сначала одной рукой, каждым пальчиком. Затем другой. А теперь пощекочем двумя руками. Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками. Давай его потрем между ладонями. А теперь его возьмем в кулачки крепко - крепко, чтобы ни одна песчинка не упала и отпустим. Поздоровались с песком. Игра « Найди шарик». Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой, цветом. Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины. 2.Раз, два, три четыре, пять! С водичкой будем мы играть! Сначала мы сделаем массаж пальчиков и ладошек: Упражнение «Здравствуй, водичка». Цель: создание позитивного настроения. Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. давайте с ней поздороваемся. Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй, водичка!» Погладьте водичку. А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй, водичка! Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно. Пошевелить в воде пальчики сначала медленно, потом быстро. Пальцы бегут по воде, шагают. -Вот бегут босые ножки, -Прямо по дорожке. Игра - эксперимент « Тонет – не тонет» Цель: Знакомство детей со свойствами материалов. Содержание. Для игры – экспериментирование нужен набор предметов из разных материалов. Пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложечка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка ореха - лодочка, шарик из пенопласта, деревянная палочка и т.д. Как много у нас предметов, воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду и называть их. Комментировать действия предметов (тонет, плывет, мокнет). Таким образом игры с водой и песком могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, создавая условия для познания окружающего мира. Презентаия «Поиграем вместе с детьми» | |
| |
Просмотров: 93 | |
Всего комментариев: 0 | |