«Модель игровой образовательной среды ДОО»

 Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

 Понятие развивающая предметно-пространственная среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к развивающей предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает: − возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; − наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

  Доступность среды предполагает:

− доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

− свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

− исправность и сохранность материалов и оборудования.

  Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Предметная среда оказывает на ребенка определенное воздействие уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, т. е. обеспечивала формирование активной самостоятельности ребенка в деятельности. Она создает для ребенка условия творческого, познавательного, эстетического развития.

  При правильной организации предметно-развивающей среды ребенок чувствует уверенность в себе, стимулирует проявления самостоятельности, творчества.

  Для зонирования пространства целесообразно использовать невысокие двусторонние стеллажи на колесиках, легкие переносные ширмы. Вместо традиционных больших ковров удобнее и правильнее использовать небольшие коврики, которые при необходимости можно совместить в единое игровое пространство, либо разъединить на несколько тематических зон (поляна, озеро, дом и т. д.). Все большую популярность в последнее время приобретает трансформируемая мебель, позволяющая расширить игровое пространство в соответствии с выполняемыми задачами.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

1. Педагогами изучены новые подходы в организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников.

2. Организована развивающая предметно-пространственная среда согласно требованиям ФГОС, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных потребностей и интересов

3. У педагогов сформированы понятия: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС

4. Родители содействуют созданию комфортной развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

Особенности игровой предметно-развивающей среды в групповых помещениях определяются интересами детей, возрастными и личностными особенностями. Таким образом, среда способствует формированию у ребенка жизненной позиции в образовательной деятельности, развивает инициативность и обеспечивает самореализацию через различные виды деятельности.

Исходя из условий здания и помещений старого образца, мы постарались создать все условия для наших детей так, чтобы они чувствовали себя комфортно в течение всего дня.  

Предметная среда должна предоставлять ребёнку право выбора деятельности, возможность максимально активно проявлять себя, побуждать дошкольника к активным самостоятельным действиям. Право выбора деятельности предоставляет ему широкие возможности для саморазвития.  А воспитателю каждый раз предоставляется возможность для творческой самореализации и организации воспитательно-образовательного процесса на новом уровне.

Поэтому, организуя развивающую предметно – пространственную среду в подготовительной группе, мы руководствовались возрастными и психологическими особенностями дошкольников и современными требованиями, обозначенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

 Развивающую предметно-пространственную среду нашей группы составляют центры развития и игровые центры                                

Художественно-эстетическому центру отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей цветные карандаши, мелки, акварель, гуашь, пластилин, поролоновые губки-штампы, трафареты, шаблоны, раскраски для мальчиков и девочек и по народным промыслам, цветная бумага разной фактуры и размера, картон.

 

Музыкально-театрализованный центр – важный объект развивающей предметно-пространственной среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

В Музыкально-театрализованном центре размещаются ширма, маски сказочных персонажей, разные виды театров: бибабо, кукольный, варежковый, пальчиковый, настольный, куклы на лопатках; музыкальные инструменты разных народов мира, портреты детских композиторов, султанчики, цветы из ленточек для танцевальных движений, синтезатор, сундук с элементами переодевания для персонажей, развития творческого замысла в игре.

 

В центре ИКТ представлены следующие технические средства обучения: телевизор, магнитола, ноутбук, коллекция дисков с музыкой и сказками.

 

Неизменной популярностью у дошкольников пользуются экологический центр «Юный натуралист» и опытно-экспериментальный «Хочу все знать», представляющие собой мебельный модуль со специально оборудованными стеллажами. На полочках для детского исследования размещен разнообразный природный материал: мел, камни, шишки, ракушки, перья, семена фасоли, гороха, подсолнуха. Лабораторное оборудование составляет микроскоп, увеличительные стекла большие и маленькие, песочные часы, мерная посуда, все это вызывает у детей особый интерес. Необходимыми в оборудовании дошкольников подготовительной к школе группы являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, алгоритмы проведения опытов, набор для детского экспериментирования «Экспедиция к центру Земли».

 

 Экологический центр «Юный натуралист» служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников.  Он представлен комнатными растениями, которые требуют разные способы ухода, необходимым оборудованием - это фартуки, лейки, палочки для рыхления, пульверизаторы и другой рабочий инвентарь.  В паспорте комнатных растений группы содержится интересная и познавательная информация о них, что позволяет воспитателю разнообразить занятия и поддерживать интерес детей к объектам живой природы. В «Экологическом» центре есть иллюстрации и картинки по сезону, пословицы и поговорки, стихи и загадки, дидактические игры экологической направленности, временах года, животных разных стран. В календаре природы дети охотно отмечают ежедневные наблюдения за состоянием погоды и природными явлениями.  Дополнением центра служат детские поделки из природного материала. Необходимыми в оборудовании развивающей предметно-пространственной среды старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы.

 Дидактический центр представлен настольно-печатными играми, есть «Палочки Кюизенера», логические «Блоки Дьенеша», геометрические головоломки: «Танграм», «Сфинкс», «Сложи узор», пазлы, игры «Составь картинку», «Составь портрет», «Лабиринт», «Соедини точки», материал по сенсорному развитию: счетные палочки, деревянный конструктор «Фантазер», пирамидки, лабиринты, тренажеры. 

 

Центр физкультуры лаконично и гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Его оборудование позволяет дошкольникам заниматься и закреплять разные виды движений. «Физкультурный центр» оснащен массажными и обычными мячами больших и малых размеров, султанчиками, флажками, скакалками, массажной дорожкой, атрибутами для подвижных игр, платочками, косичками, кеглями, конусами, кольцебросом.

 

Небольшой, но очень содержательный центр «Книги» находится в комнате для занятий. Он позволяет детям погрузиться в волшебный мир книг. Воспитатель может почитать ребятам любимые стихи, рассказы, русские народные сказки и произведения зарубежных авторов. В центре книги                организуется выставка произведений того или иного автора, например, к юбилейным датам или изучаемые на занятиях. Проводником в мир истории и культуры являются постоянно обновляющиеся иллюстрации о быте, традициях своего народа. В литературном центре дошкольники могут организовать сюжетно-ролевую игру «Библиотека». На каждого ребенка заведен формуляр, есть абонемент, совсем как в школе, что позволяет детям поддерживать интерес к чтению и будущей учебе.

 

Познавательно речевой центр содержит пособия по развитию речи (серии картин, схем для установления последовательности событий, сюжетные картинки для рассказывания и обсуждения поступков персонажей), картинки и иллюстрации, рассказывающие детям о школьной жизни, плакаты с буквами и цифрами, распорядком дня, планшет, дидактические игры, головоломки на развитие внимания, памяти, логического мышления, речи.

 

По соседству разместился нравственно-патриотический центр. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — необходимый педагогический процесс. В основе его лежит развитие чувства патриотизма. Оно начинается у детей с отношения к своим близким, детскому саду, малой и большой Родине, государственных праздниках и явлениях общественной жизни. Чувство Родины начинается с изумления и восхищения тем, что видит перед собой ребенок и что вызывает отклик в его душе.

Немаловажную роль здесь играет предметно-развивающая среда. В зоне свободного доступа ребенок пополняет свои знания о семье, детском саде, родной улице, стране, ее столице, праздниках государства, российской Армии. В содержание «Нравственно-патриотического центра» входит: государственная символика – флаг, герб, гимн России, портрет президента страны В.В. Путина; фотоальбом о Москве, энциклопедии, глобус, образцы народного декоративно-прикладного искусства.  

 

Конструктивный центр и Центр ОБЖ, хотя и сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, достаточно мобилен.  Центр безопасности дорожного движения интересен, в первую очередь, мальчикам. Он оснащён плакатами, книгами и журналами, дидактическими и настольно-печатными играми по ПДД и ОБЖ, игрушками - разных видов транспорта, дорожными знаками, элементами формы сотрудника полиции. Хорошим дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. В конструктивном центре есть конструктор разного вида, для мальчиков и для девочек. Оснащение этого центра позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре, либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно-ролевых играх, играх-драматизациях, ручном труде).

 

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ. В группе выделены центры сюжетно-ролевых игр – «Больница», «Семья», «Салон красоты», «Почта», «Магазин». Наполняемость центров меняется в соответствии с возрастной группой, развитием сюжета. Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Красочный интерьер несет существенную информационную нагрузку и дает соответствующий психологический настрой. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

 

В пространстве игровой комнаты есть островок тишины и спокойствия Центр уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам, рассматриванию альбомов с фотографиями. Он представлен в виде уютного домика, который может менять свое местоположение и вариант использования. Ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют мягкие игрушки, декоративные подушки.

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе, оснащение ТСО, насыщенность среды и соответствие оформления нормативам и содержанию Программы способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Её оснащение постоянно сменяется, дополняется.

Итоговая практико-значимая работа «Модель игровой образовательной среды ДОО».doc.
Категория: Проект | Добавил: prjaslihina (03.01.2021) | Автор: Пряслихина Татьяна Александровна E W
Просмотров: 96 | Теги: образование, модель, образовательная, среда, Игровая, программа, рабочая, ДОУ | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar