Консультация для воспитателей Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. Заложить в наших детях, нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких. Включение личности в общество должно сопровождаться воспитательно-образовательным процессом, через социокультурные институты, а именно через музеи –хранилище истории. Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям. Основой любого музея являются экспонаты, среди которых немало уникальных коллекций. Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности и других базовых качеств личности. Неоценимую помощь в нравственно - патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, которая позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями. Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа по созданию мини-музеев. Цель: обеспечить условия для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи:
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду, дополняет образовательный процесс. Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов: Принцип интеграции учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации её общих задач и задач по образовательным областям Принцип наглядности наполняет мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал. Принцип доступности дети могут трогать, брать экспонаты, изучать их, играть с ними; Принцип интерактивности воспитанникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.). Принцип достоверности экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы доступным для ребенка языком. Принцип вариативности экспозиции должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы. Принцип партнерства созданы условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект -субъектных отношений в системе «взрослый—ребенок», «ребенок—ребенок». Принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Принцип культуросообразности приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе занятий в музейном пространстве. Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, представлений детей о музеях. Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа. С целью заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев можно провести опрос- анкетирование, консультации, родительское собрание. В рамках подготовительного этапа разрабатывается тематическое планирование мини-музеев, музейных экспозиций и алгоритм по созданию мини-музеев: 1) выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога 1.Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге. При создании мини – музеев, в группе устанавливаются общие правила: принесённые вещи нужно давать играть всем детям группы, не прятать и не жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать, включать в игры. 2.Оформление мини-музея: Внимание детей еще кратковременно и неустойчиво. Эффективность работы музея зависит как расположены экспонаты. Наиболее оптимальным вариантом является размещение на двух уровнях: вертикальном и горизонтальном. В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования, их можно расположить на горизонтальном уровне:
Но все же основная задача мини-музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. И в этом случае подходит расположение по вертикали:
3.Месторасположение мини-музеев Отметим сразу, что у любого расположения мини-музея есть свои минусы и плюсы. Групповое помещение Третий этап, заключительный – представление мини-музея. предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада. Как пример, хочу рассказать как началась работа над созданием мини-музея в нашей группе. Я работаю с детьми младшей группы (3-4года). При приёме детей провели с родителями анкетирование, где одним из пунктов был вопрос: "Чем увлекается, какие любимые игрушки у вашего малыша?" Большинство родителей ответило, что это иностранные куклы, игрушки и персонажи из мультфильмов и т.д. Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам. Это и послужило причиной создания мини-музея "Деревянной игрушки", где ребята узнают какой была игрушка, её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть. ... , в этом не только познавательный интерес, но и приобщение детей к народной культуре. Родители откликнулись и приняли активное участие в сборе игрушек и в помощи оформления музея. Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
| |
| |
Просмотров: 94 | |
Всего комментариев: 0 | |