Родительское собрание "Готовимся к школе вместе"

Родительское собрание в подготовительной группе  № 2

28.03.2025г. .

Тема:  «Готовность  к школе вместе» (итоги за год).

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться"

 Цель:  Познакомить родителей с понятием психологической готовности детей к школе.

Задачи:

1. Осуществлять педагогическое просвещение родителей по вопросам готовности детей к школе.

2.Дать представление о различных факторах, влияющих на подготовку детей к обучению. 3.Познакомить со способами эмоциональной поддержки детей.

Форма проведения: круглый стол

Предварительная работа:

1. Подготовка памяток родителям будущих первоклассников.

2. Анкетирование родителей воспитанников «Ваше мнение о работе детского сада».

3. Проведения с детьми опроса «Хочу ли я в школу».

Повестка собрания:

  1. Презентация «Как мы прожили этот год».   
  2. Компоненты готовности детей к школе
  3. Система работы в детском саду по формированию готовности детей к школьному обучению.
  4. Благодарность родителям за участие в жизни группы и детского сада.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и для его родителей. Практический опыт показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.

Понимая важность подготовки детей к школе, необходимо организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни, что в детском саду и осуществляется. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели.

2.Компоненты готовности детей к школе

Личностная готовность.

У ребенка должна быть сформирована готовность к принятию новой социальной позиции – школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, к самому себе. В личную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - ранец, учебники, тетради, ручки, карандаши), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо уметь управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным, когда у ребенка сформирована иерархическая система мотивов.

2. Интеллектуальная готовность.

Данный компонент готовности к школе предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным, расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием.

Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

- дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизводить образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов.

3. Социально-психологическая, волевая готовность.

Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Таким образом, волевая готовность необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. При этом речь идет не только об умении детей слушаться, хотя выполнять определенные правила школьного распорядка очень важно, но и об умении слушать, вникать, в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.

4. Физическая готовность к школе.

Под физической подготовленностью детей понимают степень сформированности навыков основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье) и уровень формирования физических качеств.

У детей старшего дошкольного возраста должны быть сформированы такие физические качества, как быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, статическое равновесие, зрительно-моторная координация.

5. Речевая готовность к школе.

Готовность или неготовность ребёнка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, устной и письменной, ему предстоит усваивать всю систему знаний. Если устной речью он уже овладел до школы, то письменной ему ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом и тем полноценнее будет приобретённая письменная речь.

Особое внимание следует уделять следующим параметрам:

1. правильное произношение всех звуков речи;

2. умение различать звуки речи на слух;

3. умение выделять звуки из начала, конца, середины слова;

4. умение последовательно называть звуки в слове;

5. достаточный словарный запас;

6. сформированный грамматический строй речи;

7. владение связной речью: умение пересказывать текст и составлять рассказ по сюжетной картинке или серии картинок.

3.Система работы в детском саду по формированию готовности детей к школьному обучению

В детском саду проводится огромная работа по формированию у детей готовности к школьному обучению: систематические занятия формируют базу знаний детей об окружающей действительности; в процессе осуществления разных видов деятельности педагогов с детьми у последних формируется восприятие, внимание, память, мышление, речь; на музыкальных занятиях и при подготовке к праздникам и развлечениям с детьми разучиваются стихи, песни, танцы; на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим дети учатся пересказывать тексты, составлять рассказы, взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми занимаясь проектной деятельностью с детьми педагоги учат детей находить новые знания, делать умозаключения и выводы; в ходе логопедических занятий осуществляется коррекция нарушений речи; на занятиях физической культуры у детей формируются быстрота, сила, ловкость, выносливость, гибкость, статическое равновесие, зрительно-моторная координация; на занятиях по изобразительной деятельности развивается восприятие, внимание, воображение, мелкая моторика пальцев рук. Кроме того, для детей подготовительных групп проводятся специальные мероприятия, способствующие формированию мотивационной готовности к школе: экскурсии в библиотеку, экскурсии в школу, беседы о школе, игры в школу и др.

Таким образом, весь воспитательно-образовательный процесс в детском саду построен таким образом, чтобы помочь Вашим детям полноценно подготовиться к школьному обучению. Вот почему важно систематически водить ребенка в детский сад.

Уважаемые родители!

Чтобы ваши усилия по подготовке детей к школе были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Помните: интерес – лучшая мотивация, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

Приложение 1

1.Памятка родителям будущих первоклассников 

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок   новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

        Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

 Что важно сделать перед школой?

1. Развивать мелкую моторику руки ребёнка.

2. Сформировать интерес к книге.

3. Приучить соблюдать режим дня.

4. Сформировать навыки самообслуживания, самостоятельности.

Помните!

Характер формируется до 3-х лет.

До 7 лет идёт интенсивное интеллектуальное развитие ребёнка.

Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей

1. Организуйте распорядок дня:

        • стабильный режим дня;

        • сбалансированное питание;

        • полноценный сон;

        • прогулки на воздухе.

2. Развивайте самостоятельность у детей

Проверьте, как эти навыки развиты у вашего ребёнка!

Самостоятельно или после напоминаний ребёнок исполняет каждодневные правила личной гигиены (чистит зубы, умывается, чистит обувь, одежду и т.д.).

Выполняет утреннюю гимнастику.

Может отказаться от вредных, нежелательных продуктов (жевательная резинка и др.)

Умеет проводить элементарную гигиеническую обработку продуктов (помыть яблоко, апельсин).

Умеет самостоятельно одеваться, быть опрятным.

Умеет содержать свои игрушки и вещи в порядке.

Умеет самостоятельно занять себя интересным делом.

Через самостоятельность к организованности!

3.  Формируйте у ребенка умения общаться:

        • обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.

4. Уделите особое внимание развитию произвольности:

        • учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.

5. Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:

        • во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);

        • выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;

        • используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение;

        • развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;

        • составляйте рассказы по картинкам; следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;

        • можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».

        • знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;

        • научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;

        • научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);

        • научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.

Внимание! Ребенок 6-7 лет не может работать долго, 20-25 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 20-25 минут

6.  Тренируйте руку ребенка:

• развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание небольших поверхностей, нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).  

Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены;

       • копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации,              умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости

листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.

Внимание! При выполнении графических заданий  важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.

Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее, линии должны быть четкими, ровными, уверенными.

На этапе подготовки:

        • избегайте чрезмерных требований к ребенку;

        • предоставляйте право на ошибку;

        • не думайте за ребёнка;

        • не перегружайте ребёнка;

        • устраивайте ребенку маленькие праздники

На заметку родителям!

Первый год обучения будет самым ответственным в школьной жизни!

1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия,

радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд.

Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

    

       

        

  

            

    

 

 

 

  

Категория: Конспект | Добавил: prjaslihina (13.05.2025)
Просмотров: 16 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar