15.04.2020, 18:30 | |
Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей раннего возраста играет важнейшую роль для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно – гигиенических навыков идет усвоение правил и норм поведения, вхождение малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс откладывать на потом, период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно – гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно – гигиенические навыки лежат в основе первого доступного ребенку вида трудовой деятельности – самообслуживания. Здесь важна постепенность: по мере овладения простыми навыками вводить новые, более сложные составляющие навыки. При обучении использовать показ самого действия, знакомить со способами его выполнения. По мере приобретения навыка непосредственная помощь взрослого сокращается, а доля самостоятельного участия ребенка увеличивается. Малыши до трех лет испытывают удовольствие, что они сначала выполняют действия со взрослым, а потом самостоятельно. Ласковый голос, спокойное и доброжелательное отношение настраивают малыша на взаимодействие. Потешки, песенки делают процесс формирования навыка более привлекательным, ими можно сопровождать любые действия малыша. При умывании. Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался. Вымыл ротик, вымыл носик, Вымыл ухо, вот и сухо! При расчесывании. Петушок – петушок, Расчеши мне гребешок. Ну, пожалуйста, прошу, Я кудряшки расчешу! При кормлении. Каша вкусная дымится, Леша кашу есть садится. Очень каша хороша, Ел он кашу не спеша. Ложка за ложкой, Ел понемножку. При засыпании. Вот лежат в кроватке розовые пятки. Чьи это пятки, мягки да сладки? Прибегут гусятки, ущипнут за пятки. Прячь скорей, не зевай, Одеяльцем накрывай! При одевании. Даша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела?» Даша варежку нашла: «Посмотрите – ка, нашла!» Навыки детей становятся прочными, если они закрепляются постоянно. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Следующее условие – единство требований со стороны взрослых. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали. Малыш за столом. Прием пищи – сложный процесс, в котором должно сложиться четкое взаимодействие руки, глаз, рта. К трем годам навык пользования ложкой закрепляется, можно считать, что обучение действиям приема пищи состоялось. Важно обеспечить правильную посадку ребенка за столом. Желательно, чтобы прием пищи проходил на уровне высокого сервиса: на стол ставят хлебницу (ребенок должен учиться брать хлеб самостоятельно), бумажные салфетки в салфетницах ( ребенок будет сам вытирать лицо), красивую посуду. Все это привлекает внимание ребенка и повышает аппетит. Критерии опрятной еды. - Правильно держать ложку (правой или левой рукой). - Не крошить хлеб. - Опрятно есть, пережевывать пищу с закрытым ртом. - Не разговаривать с полным ртом. - Пользоваться салфеткой. - Пользоваться только своим прибором. - Тихо выходить по окончании еды из – за стола. - Благодарить. Малыш умывается. Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены (полотенце, расческа, носовые платки). При умывании необходимо учитывать следующие умения и навыки: учить детей с помощью взрослого мыть лицо и руки, самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Перед гигиеническими процедурами нужно: - Завернуть рукава одежды ребенка. - Проверить температуру воды. - Ребенок подносит руки под струю воды, берет мыло, намыливает ладони, трет ими друг о друга. - Смывает мыло под струей воды. - Малыш самостоятельно снимает полотенце и насухо вытирает лицо и руки. Все действия сопровождаются разговором. Малыш одевается и раздевается. В процессе одевания и раздевания детей необходимо научить самостоятельно снимать одежду, обувь, расстегивать и застегивать пуговицы спереди, развязывать шнурки у ботинок, знать порядок одевания, раздевания и аккуратно складывать снятую одежду. Учим оказывать помощь друг другу. Учим пользоваться расческой. - Знать свою расческу и место, где она лежит. - Показать назначение расчески и формировать навык ее использования. - Учить спокойно относиться к процедуре причесывания. - Позволять ребенку проявлять самостоятельность, исходя из его желания (Я сам). - Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию. - Исключить возможность пользования чужой расческой. Малыш перед зеркалом. - Знать, что такое зеркало и его назначение. - Учить спокойно рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками. Учим пользоваться носовым платком. - Знать назначение носового платка. - Самостоятельно брать платок и побуждать к его использованию (по необходимости обращаться за помощью). - Постепенно формировать умение разворачивать платок.
| |
| |
Просмотров: 75 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |