17.01.2018, 00:14 | |
Методы воздействия родителей на ребенка Очень часто от родителей приходится слышать, что они не могут построить взаимоотношений со своими подрастающими детьми, дети их не слушают и не принимают во внимание их мнение. В школе и дома хотят, чтобы дети были «удобными», во всем слушались взрослых. И недоумевает взрослое поколение, почему сейчас дети стали такими непослушными и задаются вопросом, как найти путь к бесконфликтной дисциплине. Нашим детям элементарно не хватает внимания. Ведь, в сущности, большинство родителей, как это ни странно прозвучит, почти ничего не знают о собственных детях. Кажется, что разговоры по душам, внимание, нежность в большинстве семей заканчиваются, как только ребенок впервые переступает порог детского сада, школы. Ровно с этого момента родители превращаются в автоматы по выдаче указаний, ликвидаторов последствий плохого поведения и учебы. Упреки, замечания, собственное бессилие, невозможность «достучаться» до собственного ребенка…Каждому родителю хорошо знакомо это состояние. Со временем груз обид, недоговоренности, непонимания накапливается. А результат может оказаться таким, что его уже никогда не исправишь. Итак, начнем. Что такое влияние? Влияние – это изменение поведения, мыслей, мировоззрения человека. А изменить поведение маленького ребёнка намного проще, чем поведение взрослого человека. Почему? Потому что гораздо проще найти для ребёнка то соответствующее возрасту интересное, чем можно его отвлечь: ребёнку можно просто перечислить интересные действия или предметы, и он сам себе их выберет. Любые формы общения родителей и детей включают в себя методы индивидуального воздействия. К ним относятся: 1) Невербальное воздействие (наши положения головы, рук, ног, интонация, расстояние до человека). Чтобы найти общий язык с детьми, необходимо помнить о некоторых правилах:
2) Эмоциональное воздействие (похвала, комплимент, огорчения, возмущения и пр.). В процессе ежедневного общения родители и дети испытывают различные эмоции — радость, недовольство, страх, возмущение и пр. В эмоциональном воздействии мамы/папы на ребенка главное – чувства. Запомните главное правило: как Вы выражаете свои чувства к ребенку сейчас, пока он маленький, так и будет их выражать Вам Ваш ребёнок в 15 лет. Именно Вы для него — образец человека в этом мире. Именно Вы учите его, обращать ли внимание на ваши слова или только на крики. Как? Очень просто. Представьте себе ситуацию: Ваш ребёнок обращается к Вам словами, а вы его отгоняете (подожди, не мешай, я занята! отстань!), так как смотрите сериал. Но как только он закричит – вы обращаете на него внимание и реагируете на крик (даже если Вы просто и эмоционально наругали ребенка). Значит, Вы таким образом учите своего ребёнка кричать Вам и другим взрослым. Ведь Вы — образец, он других взрослых не знает и не знает, что можно общаться по-другому. Так возникает и конфликт поколений: родители и дети не понимают, не слышат друг друга, и реагируют лишь на какой-то раздражающий фактор. В этом случае рано или поздно неизбежно возникнет вопрос: как найти общий язык со своим ребенком? А попробуйте ребенка эмоционально похвалить, восхититься успехами, и делать это регулярно (если есть, за что хвалить, конечно). Об этом можно подробнее почитать мою статью «Как хвалить ребенка». Или попробуйте очень эмоционально огорчиться – малыш мигом заинтересуется, что случилось, и будет впитывать в себя Ваши слова. Здесь главное – чувства Вашего ребенка! Они быстрее стимулируют его к нужным действиям. 3)Рациональное воздействие. Это значит: говорить понятным ребенку языком. Если Вы будете говорить с ребенком на языке, соответствующем его возрасту, то найдете с ним общий язык обязательно, поймете друг друга. Иногда можно пошутить. Вы – шутите? Значит, Вы учите своего ребёнка юмору и дате ему защиту от неприятностей в будущем. 4)Волевое воздействие. Это такое воздействие, которое заставляет другого человека выполнять ваши требования. Волевые воздействия возникают между родителями и детьми. К ним относятся:
Кстати, попутно хочу обратить Ваше внимание на то, что все, изложенное выше безотказно работает не только на отношениях между родителями и детьми, но и на любых других взаимоотношениях между людьми: муж – жена, начальник подчиненный, и т.д. Это – секреты влияния на окружающих людей! Практические рекомендации о значении рисунков детей. Все дети любят рисовать. И ни для кого не секрет, что рисунок является отражением внутреннего мира ребенка, его эмоционального, физического состояния. Что мы можем узнать, глядя на рисунок ребенка? Очень многое. Если в рисунке ребенка преобладают яркие, насыщенные тона, то, скорее всего, у вашего ребенка хорошее настроение, положительный эмоциональный фон, благоприятное эмоциональное состояние. Такой тип изображения характерен скорее для девочек. Темные холодные тона, как правило, используют тревожные и напряженные дети. Если темные тона часто встречаются в рисунках ребенка, то можно говорить о наличии внутренних конфликтов, страхов, неблагоприятном эмоциональном состоянии, необходимости отреагирования негативных эмоций. Гармоничный рисунок (правильные пропорции и использование цветов, производящие благоприятное впечатление) свидетельствует о благоприятном психологическом и физическом состоянии ребенка. Размашистые штрихи – признак повышенной эмоциональности и импульсивности ребенка, таким детям, как правило, трудно контролировать свои поступки и высказывания. Если штрихи, наоборот, мелкие, а нажим слабый, это может говорить о неуверенности в себе, низкой самооценке или ослабленном физическом состоянии (астения, утомляемость). Наличие сюжета, ярких художественных образов говорит о развитом воображении, творческом потенциале, высоких изобразительных возможностях ребенка. Аккуратность рисунка, четкость линий характерны для ребят с хорошо развитыми пространственными представлениями, моторикой. Анализируя рисунок ребенка, помните, что обозначенные характеристики могут свидетельствовать как об устойчивых особенностях личности, но так же о наличии временной ситуации, с которой ребенок пытается справиться. Важно наблюдать за особенностями рисунка в течение продолжительного периода, чтобы сделать вывод о ситуативном или устойчивом характере личностных особенностей ребенка. Тем не менее, рисунок – это окно во внутренний мир ребенка, его актуальную ситуацию и переживания на данный момент. Зная эти особенности, нам проще найти эффективный способ взаимодействия с ребенком. Для тревожного и неуверенного в себе ребенка важна поддержка и одобрение. Напряженному ребенку нужно предложить способы для выхода напряжения через творчество, спорт, активные занятия. Импульсивного ребенка важно обучать направлять активность в творчество, достижения в различных интересных для него сферах. И, конечно, радоваться не только его внешним достижениям (победам, хорошим оценкам, умениям), но и внутренним (хорошему настроению, благополучным взаимоотношениям с окружающими, уверенности в собственных силах).
Ситуация 1. Вы который раз зовете дочь садиться за стол. Она отвечает: «Сейчас», - и продолжает заниматься своими делами. Вы начали сердиться. Ваши слова:
Ситуация 2. У вас важный разговор. Ребенок то и дело его прерывает. Ваши слова:
Ситуация 3. Вы приходите домой усталая. У вашего сына-подростка друзья, музыка и веселье. На столе - следы их чаепития. Вы испытываете смешанное чувство раздражения и обиды («Хоть бы обо мне подумал!»). Ваши слова:
| |
| |
Просмотров: 65 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |